воскресенье, 9 февраля 2014 г.

Немного истории о Ужгороде

Кальвария - именно так именуется ветхое городское кладбище Ужгорода, тот, что раньше именовался Церковь, а после этого « Даибоц ». Краевед Кобаль обратил внимание, что отдельные ученые склонны приписывать это наименование видоизмененном обращению « Дай Всевышний ». Другие утверждают, что в прошлом тут могло быть языческое капище. Так либо напротив, место для основного ужгородского кладбища выбрано не нечаянно. С горы, на которой оно разместилось, открывается восхитительный вид на город, а также видна граница со Словакией. До 1759 г. на бедствие росли виноградники (тогда ее даже называли Виноградной ), пока мещанин Давид Пэтц не подарил свой ​​земельный надел общине.

Впрочем, фактическим началом кладбища следует считать 1826 г., когда по инициативе здешнего фарара Йожефа Линце был начат строительство одной из четырнадцати расположенных на кладбище часовен. В 1830 г. по плану зодчего Якоба Лама упорядочено основную аллею, объединившая часовни в цельную линию и приспособила эту « дорогу » для проведения знаменитых тут отпусков. Кальвария является местом отдыха таких вестимых местных достойных как писатель Габор Дойко ( Dayka Gábor ) ( могила до наших дней не сохранилась), художников Иосифа Бокшая, Адальберта Эрдели, историка Петра Совы. Поднявшись драгоценный, невзначай оказываемся в элитной участки частных вилл, а на фоне могил и новейшей архитектуры подлинно выглядит здание Лаборатории космических изысканий УжНУ.


Ранее рядом с Ужгородом было село Горяны. Теперь это теснее пригород. Тут стоит одна из самых знаменитых достопримечательностей священной архитектуры края - церковь Св. Анны ( Музейный переулок). Памятка в Горянах имеет значимое значение. Точных сведений о начале ее строительства нет. До ученые спорят о ее происхождении. Длинное время преобладало суждение, что первую, древнюю часть храма - ротонду Св. Николая, было построено в XIII в. По временам высказывают суждение, что инициатива строительства принадлежит монахам ордена иоанниты, прибывших в Венгрию позже второго крестового похода. Следственно закарпатской святыню сопоставляют с аналогичными ротондами на территории Венгрии. Сегодня церковь является сочетанием старинной ротонды и поздней пристройки. В начале 20-го ст., Во время ремонта, в ее юго - восточной части нашли фрески 14 -16 вв. Допустимо, часть из них была исполнена итальянскими мастерами на заказ Юрия Другета. Храм является уникальным монументом священной архитектуры, на примере которой дозволено проследить, как в здешнем живописи органично соединились восточные и западноевропейские художественные могущества.

суббота, 8 февраля 2014 г.

Что вы знаете о городе Ужгород, Закарпатской области?

Закарпатская область, город Ужгород - историческая ценность и достопримечательности.

Закарпатские фараоны

Закарпатские фараоны ( ул. Бачинского ). На территории современной Украины, и, наконец, за ее пределами, Закарпатье известно как один из крупнейших регионов компактного поселения цыган. По приблизительным подсчетам их численность приближается к тридцати тысяч. Их предки поселились на этих территориях в конце XVII в. Это были шатровые цыгане, которые занимались различными ремеслами. Они прибыли с территории современных Румынии и Венгрии. Сегодня крупнейшие общины живут в Берегово, Сваляве, Королев, Мукачево. В Ужгороде цыгане поселились в северо - западной части города (участка Радванка Шахта ), где создали своеобразный микроклимат. В конце XVIII - нач. XIX в. улицу Цыганскую переименовали в ул. Фараонов. Мотивация власти была довольно простой. Согласно местным представлениям, цыгане прибыли в Европу из Египта, поэтому местные жители логично считали, что они были подданными древних фараонов. Вот и появилась в Ужгороде улица с необычным названием. Именно в этом участке 1 декабря 1926 была открыта первая в Европе ромский школу. Трагическим периодом жизни общества стало время Второй мировой войны. Как и евреев, нацисты зачислили ромов к категории « недочеловеков ». Значительная часть из них погибли в концентрационных лагерях смерти.

Наблюдение за сегодняшней жизнью общины может изменить стереотипные представления о рома. Часть из них ярко демонстрирует свою состоятельность, другие живут на грани бедности. По временам отдельные представители этого свободного и веселого народа создают ему нехороший имидж. Особое « славу » долгое время имел « знаменитый » электропоезд до Солотвино, в котором путешественники могли легко потерять деньги, поддавшись на различные цыганские « фокусы ».

Цыганская миграция из Индии была довольно длительной. Ее кульминация приходится на начало II тыс. н. н.э. и связана с поражением в междоусобной войне в 1192 году, когда большое количество людей выбрала изгнание, спасаясь от рабства. Ромы составляли касту « дом », которая включала профессиональных певцов, танцоров, музыкантов. В Европе их появление впервые зафиксировано в хронике венгерского короля Андраша ИИ ( 1219 ). В Чехии - это 1399, когда в Австрии появляются « сикаnу cerny ». В Венгрии король Сигизмунд (1387 - 1437) около 1417 согласился предоставить цыганам охранные грамоты. На основе лингвистического и историко -архивного материала установлено миграционный путь этого народа : Індія-Персія-Туреччина-Греція-Болгарія-Сербія-Румунія-Угорщина-Чехія-Німеччина-Франція.


В 1956г. на территории СССР проводилась кампания по « прикрепления » цыган. Им оказывали ремонт и осуществляли контроль за посещениями детьми школы. Однако, это не имело успеха. Среди закарпатских цыган процент людей с хорошим образованием в дальнейшем чрезвычайно мал. А это одна из главных причин бедности и неприятие их обществом. Несмотря на все испытания, сегодняшнее общество остается активной. Она издает собственную газету, работает национально - культурное общество.

пятница, 7 февраля 2014 г.

Знаменитые люди Закарпатья

Персональная экскурсия по Закарпатью исторические личности и просто важные люди.

Отдых в Карпатах

Что вы знаете об отдыхе в Карпатах, куда пойти, где отдохнуть и истории этого живописного края.

Соль, бескидникы и смоляки

Когда читаешь хроники из жизни Закарпатских сел и городков XVI - XVIII вв, иногда ловишь себя на мысли, что они до боли похожи на сценарии классических американских вестернов - те же забытые Богом поселения на каком-то пограничье, жителей которых терроризируют жестокие банды грабителей и головорезов, те же отважные и благородные «хорошие парни», которые становятся на защиту справедливости, те же батальные сцены, интриги, закулисные заговоры и т.д..

Следов пребывания римских легионов в Бескидах осталось не так уж много, но все же они есть: холмы на западной окраине Старого Самбора, через которое когда-то пролегала дорога к местным соляных копей, называется в народе « римской горой », а близ Старой Соли сохранилась соляной колодец пятиметровой глубины с аналогичным названием - « римская колодец ». Сюда же можно добавить отдельные находки древнеримских монет вдоль так называемого « карпатского соляного пути» - в Старом Самборе и Борини, датированные 98-192 гг Издавна красивых и крепких парней в Карпатах называли молодцами. Это слово (очевидно, не славянского происхождения), скорее всего является трансформируемым от «легионер». Ведь известно, что солдаты корпуса легионеров в древнем Риме славился не только физической выносливостью и военной выправкой, но и большой красотой.

Дороги всегда влекли к себе не только купцов и путешественников, но и злых людей - грабителей, убийц, разбойников, мошенников. Их в Восточных Карпатах ( по которым исторически закрепилось название «Бескиды» ) издревле называли «бескидникамы». Чем важнее и оживленной была дорога, тем больше была вероятность встретиться на ней с «разбойником с большой дороги».

Тогда как в крупных городах власть более или менее успешно противостояла криминальным проявлениям, то на « диком западе », которым были Бескиды для жителей иных регионов Галичины, люди могли полагаться только на собственные силы, бдительность, храбрость и находчивость. А внимательными было от чего.

В истории сохранилась упоминание о каком-то Стадницкого, который, собрав в Венгрии где то семисот человек разного родов проходимцы и организовав настоящее войско из них, выдвинулся на тогдашнюю территорию Польши и ограбил окрестности Турки.

Среди «бескидникив» случались и довольно экзотические лица. Так, предводителями венгерских ( читай - закарпатских ) «бескидникив» в 1629 были, как свидетельствуют исторические документы, «хлоп с лопушанка» и... «поп с Быстрой». Очевидно, святой отец имел своеобразное представление о любви к ближнему. Эта ватага трижды нападала на владения Казимира Турского (обладателя тогдашнего Турки) в Дзвиняч. Надеясь на очень богатую добычу, Турского и всю его семью жестоко пытали, для того чтоб узнать места тайника золота и денег. Так ничего и не узнав, бандиты перед бегством обоерали... местную церковь.

В 1648г. аналогичного нападению подвергся имение одного из самых хозяев Турковщини из рода Высочанской, во время которого члены его семьи, вместе с маленькими детьми, погибли, а усадьбу сожгли. Примерно такие же последствия имел нападение «бескидникив» на имение посессора Яна Николаевского в Жупьяному в 1671 Местная шляхта откровенно игнорировала свои обязанности защищать пограничные земли. Такое бессилие и беспомощность только увеличивали статки любителей легкой наживы из соседней Венгрии в еще более наглых и массовых акций. Так, зимой 1657 перешли перевал отряды какого-то Ракоци из Венгрии. Не встретив серьезного сопротивления, они спустились с гор и дошли до Самбора, который осадили. Сколько длилась осада - неизвестно, однако местном гарнизона в составе двух тысяч солдат при активной поддержке горожан же удалось отбить нападение бандитов. Тогда, разъяренный неудачей, Ракоци пошел через Перемышль к городу Краков, сжигая и грабя дорогой села и богатые усадьбы. Чем закончился его демонстративный рейд в глубину польских земель - неизвестно.

Отель Геликон Берегово Яноши +38 (03141) 78-651 или http://hotel-helikon.com/ru/

Яндекс.Метрика