В этом блоге я расскажу об отдыхе в Закарпатье, Берегово. Термальный бассейн, достопримечательности, отели и кафе в Берегово
суббота, 15 февраля 2014 г.
воскресенье, 9 февраля 2014 г.
Немного истории о Ужгороде
Кальвария - именно так
именуется ветхое городское кладбище Ужгорода, тот, что раньше именовался
Церковь, а после этого « Даибоц ». Краевед Кобаль обратил внимание, что
отдельные ученые склонны приписывать это наименование видоизмененном обращению
« Дай Всевышний ». Другие утверждают, что в прошлом тут могло быть языческое
капище. Так либо напротив, место для основного ужгородского кладбища выбрано не
нечаянно. С горы, на которой оно разместилось, открывается восхитительный вид
на город, а также видна граница со Словакией. До 1759 г. на бедствие росли
виноградники (тогда ее даже называли Виноградной ), пока мещанин Давид Пэтц не
подарил свой земельный надел общине.
Впрочем, фактическим
началом кладбища следует считать 1826 г., когда по инициативе здешнего фарара
Йожефа Линце был начат строительство одной из четырнадцати расположенных на
кладбище часовен. В 1830 г. по плану зодчего Якоба Лама упорядочено основную
аллею, объединившая часовни в цельную линию и приспособила эту « дорогу » для
проведения знаменитых тут отпусков. Кальвария является местом отдыха таких
вестимых местных достойных как писатель Габор Дойко ( Dayka Gábor ) ( могила до
наших дней не сохранилась), художников Иосифа Бокшая, Адальберта Эрдели,
историка Петра Совы. Поднявшись драгоценный, невзначай оказываемся в элитной
участки частных вилл, а на фоне могил и новейшей архитектуры подлинно выглядит
здание Лаборатории космических изысканий УжНУ.
Ранее рядом с Ужгородом
было село Горяны. Теперь это теснее пригород. Тут стоит одна из самых
знаменитых достопримечательностей священной архитектуры края - церковь Св. Анны
( Музейный переулок). Памятка в Горянах имеет значимое значение. Точных
сведений о начале ее строительства нет. До ученые спорят о ее происхождении.
Длинное время преобладало суждение, что первую, древнюю часть храма - ротонду
Св. Николая, было построено в XIII в. По временам высказывают суждение, что
инициатива строительства принадлежит монахам ордена иоанниты, прибывших в
Венгрию позже второго крестового похода. Следственно закарпатской святыню
сопоставляют с аналогичными ротондами на территории Венгрии. Сегодня церковь
является сочетанием старинной ротонды и поздней пристройки. В начале 20-го ст.,
Во время ремонта, в ее юго - восточной части нашли фрески 14 -16 вв. Допустимо,
часть из них была исполнена итальянскими мастерами на заказ Юрия Другета. Храм
является уникальным монументом священной архитектуры, на примере которой
дозволено проследить, как в здешнем живописи органично соединились восточные и
западноевропейские художественные могущества.
суббота, 8 февраля 2014 г.
Закарпатские фараоны
Закарпатские фараоны (
ул. Бачинского ). На территории современной Украины, и, наконец, за ее
пределами, Закарпатье известно как один из крупнейших регионов компактного
поселения цыган. По приблизительным подсчетам их численность приближается к
тридцати тысяч. Их предки поселились на этих территориях в конце XVII в. Это
были шатровые цыгане, которые занимались различными ремеслами. Они прибыли с
территории современных Румынии и Венгрии. Сегодня крупнейшие общины живут в
Берегово, Сваляве, Королев, Мукачево. В Ужгороде цыгане поселились в северо -
западной части города (участка Радванка Шахта ), где создали своеобразный
микроклимат. В конце XVIII - нач. XIX в. улицу Цыганскую переименовали в ул.
Фараонов. Мотивация власти была довольно простой. Согласно местным
представлениям, цыгане прибыли в Европу из Египта, поэтому местные жители
логично считали, что они были подданными древних фараонов. Вот и появилась в
Ужгороде улица с необычным названием. Именно в этом участке 1 декабря 1926 была
открыта первая в Европе ромский школу. Трагическим периодом жизни общества
стало время Второй мировой войны. Как и евреев, нацисты зачислили ромов к
категории « недочеловеков ». Значительная часть из них погибли в концентрационных
лагерях смерти.
Наблюдение за
сегодняшней жизнью общины может изменить стереотипные представления о рома.
Часть из них ярко демонстрирует свою состоятельность, другие живут на грани
бедности. По временам отдельные представители этого свободного и веселого
народа создают ему нехороший имидж. Особое « славу » долгое время имел «
знаменитый » электропоезд до Солотвино, в котором путешественники могли легко
потерять деньги, поддавшись на различные цыганские « фокусы ».
Цыганская миграция из
Индии была довольно длительной. Ее кульминация приходится на начало II тыс. н.
н.э. и связана с поражением в междоусобной войне в 1192 году, когда большое
количество людей выбрала изгнание, спасаясь от рабства. Ромы составляли касту «
дом », которая включала профессиональных певцов, танцоров, музыкантов. В Европе
их появление впервые зафиксировано в хронике венгерского короля Андраша ИИ (
1219 ). В Чехии - это 1399, когда в Австрии появляются « сикаnу cerny ». В
Венгрии король Сигизмунд (1387 - 1437) около 1417 согласился предоставить
цыганам охранные грамоты. На основе лингвистического и историко -архивного
материала установлено миграционный путь этого народа :
Індія-Персія-Туреччина-Греція-Болгарія-Сербія-Румунія-Угорщина-Чехія-Німеччина-Франція.
В 1956г. на территории
СССР проводилась кампания по « прикрепления » цыган. Им оказывали ремонт и
осуществляли контроль за посещениями детьми школы. Однако, это не имело успеха.
Среди закарпатских цыган процент людей с хорошим образованием в дальнейшем
чрезвычайно мал. А это одна из главных причин бедности и неприятие их обществом.
Несмотря на все испытания, сегодняшнее общество остается активной. Она издает
собственную газету, работает национально - культурное общество.
пятница, 7 февраля 2014 г.
Знаменитые люди Закарпатья
Персональная экскурсия по Закарпатью исторические личности и просто важные люди.
Соль, бескидникы и смоляки
Когда читаешь хроники из жизни
Закарпатских сел и городков XVI - XVIII вв, иногда ловишь себя на мысли, что они
до боли похожи на сценарии классических американских вестернов - те же забытые
Богом поселения на каком-то пограничье, жителей которых терроризируют жестокие
банды грабителей и головорезов, те же отважные и благородные «хорошие парни»,
которые становятся на защиту справедливости, те же батальные сцены, интриги,
закулисные заговоры и т.д..
Следов пребывания римских
легионов в Бескидах осталось не так уж много, но все же они есть: холмы на
западной окраине Старого Самбора, через которое когда-то пролегала дорога к
местным соляных копей, называется в народе « римской горой », а близ Старой
Соли сохранилась соляной колодец пятиметровой глубины с аналогичным названием -
« римская колодец ». Сюда же можно добавить отдельные находки древнеримских
монет вдоль так называемого « карпатского соляного пути» - в Старом Самборе и
Борини, датированные 98-192 гг Издавна красивых и крепких парней в Карпатах
называли молодцами. Это слово (очевидно, не славянского происхождения), скорее
всего является трансформируемым от «легионер». Ведь известно, что солдаты
корпуса легионеров в древнем Риме славился не только физической выносливостью и
военной выправкой, но и большой красотой.
Дороги всегда влекли к себе не
только купцов и путешественников, но и злых людей - грабителей, убийц,
разбойников, мошенников. Их в Восточных Карпатах ( по которым исторически
закрепилось название «Бескиды» ) издревле называли «бескидникамы». Чем
важнее и оживленной была дорога, тем больше была вероятность встретиться на ней
с «разбойником с большой дороги».
Тогда как в крупных городах
власть более или менее успешно противостояла криминальным проявлениям, то на «
диком западе », которым были Бескиды для жителей иных регионов Галичины, люди
могли полагаться только на собственные силы, бдительность, храбрость и
находчивость. А внимательными было от чего.
В истории сохранилась упоминание
о каком-то Стадницкого, который, собрав в Венгрии где то семисот человек
разного родов проходимцы и организовав настоящее войско из них, выдвинулся на
тогдашнюю территорию Польши и ограбил окрестности Турки.
Среди «бескидникив» случались и
довольно экзотические лица. Так, предводителями венгерских ( читай -
закарпатских ) «бескидникив» в 1629 были, как свидетельствуют исторические
документы, «хлоп с лопушанка» и... «поп с Быстрой». Очевидно, святой
отец имел своеобразное представление о любви к ближнему. Эта ватага трижды
нападала на владения Казимира Турского (обладателя тогдашнего Турки) в Дзвиняч.
Надеясь на очень богатую добычу, Турского и всю его семью жестоко пытали, для
того чтоб узнать места тайника золота и денег. Так ничего и не узнав, бандиты
перед бегством обоерали... местную церковь.
В 1648г. аналогичного нападению
подвергся имение одного из самых хозяев Турковщини из рода Высочанской, во
время которого члены его семьи, вместе с маленькими детьми, погибли, а усадьбу
сожгли. Примерно такие же последствия имел нападение «бескидникив» на имение
посессора Яна Николаевского в Жупьяному в 1671 Местная шляхта откровенно
игнорировала свои обязанности защищать пограничные земли. Такое бессилие и
беспомощность только увеличивали статки любителей легкой наживы из соседней
Венгрии в еще более наглых и массовых акций. Так, зимой 1657 перешли перевал
отряды какого-то Ракоци из Венгрии. Не встретив серьезного сопротивления, они
спустились с гор и дошли до Самбора, который осадили. Сколько длилась осада -
неизвестно, однако местном гарнизона в составе двух тысяч солдат при активной
поддержке горожан же удалось отбить нападение бандитов. Тогда, разъяренный
неудачей, Ракоци пошел через Перемышль к городу Краков, сжигая и грабя дорогой
села и богатые усадьбы. Чем закончился его демонстративный рейд в глубину
польских земель - неизвестно.
Подписаться на:
Сообщения (Atom)