Когда читаешь хроники из жизни
Закарпатских сел и городков XVI - XVIII вв, иногда ловишь себя на мысли, что они
до боли похожи на сценарии классических американских вестернов - те же забытые
Богом поселения на каком-то пограничье, жителей которых терроризируют жестокие
банды грабителей и головорезов, те же отважные и благородные «хорошие парни»,
которые становятся на защиту справедливости, те же батальные сцены, интриги,
закулисные заговоры и т.д..
Следов пребывания римских
легионов в Бескидах осталось не так уж много, но все же они есть: холмы на
западной окраине Старого Самбора, через которое когда-то пролегала дорога к
местным соляных копей, называется в народе « римской горой », а близ Старой
Соли сохранилась соляной колодец пятиметровой глубины с аналогичным названием -
« римская колодец ». Сюда же можно добавить отдельные находки древнеримских
монет вдоль так называемого « карпатского соляного пути» - в Старом Самборе и
Борини, датированные 98-192 гг Издавна красивых и крепких парней в Карпатах
называли молодцами. Это слово (очевидно, не славянского происхождения), скорее
всего является трансформируемым от «легионер». Ведь известно, что солдаты
корпуса легионеров в древнем Риме славился не только физической выносливостью и
военной выправкой, но и большой красотой.
Дороги всегда влекли к себе не
только купцов и путешественников, но и злых людей - грабителей, убийц,
разбойников, мошенников. Их в Восточных Карпатах ( по которым исторически
закрепилось название «Бескиды» ) издревле называли «бескидникамы». Чем
важнее и оживленной была дорога, тем больше была вероятность встретиться на ней
с «разбойником с большой дороги».
Тогда как в крупных городах
власть более или менее успешно противостояла криминальным проявлениям, то на «
диком западе », которым были Бескиды для жителей иных регионов Галичины, люди
могли полагаться только на собственные силы, бдительность, храбрость и
находчивость. А внимательными было от чего.
В истории сохранилась упоминание
о каком-то Стадницкого, который, собрав в Венгрии где то семисот человек
разного родов проходимцы и организовав настоящее войско из них, выдвинулся на
тогдашнюю территорию Польши и ограбил окрестности Турки.
Среди «бескидникив» случались и
довольно экзотические лица. Так, предводителями венгерских ( читай -
закарпатских ) «бескидникив» в 1629 были, как свидетельствуют исторические
документы, «хлоп с лопушанка» и... «поп с Быстрой». Очевидно, святой
отец имел своеобразное представление о любви к ближнему. Эта ватага трижды
нападала на владения Казимира Турского (обладателя тогдашнего Турки) в Дзвиняч.
Надеясь на очень богатую добычу, Турского и всю его семью жестоко пытали, для
того чтоб узнать места тайника золота и денег. Так ничего и не узнав, бандиты
перед бегством обоерали... местную церковь.
В 1648г. аналогичного нападению
подвергся имение одного из самых хозяев Турковщини из рода Высочанской, во
время которого члены его семьи, вместе с маленькими детьми, погибли, а усадьбу
сожгли. Примерно такие же последствия имел нападение «бескидникив» на имение
посессора Яна Николаевского в Жупьяному в 1671 Местная шляхта откровенно
игнорировала свои обязанности защищать пограничные земли. Такое бессилие и
беспомощность только увеличивали статки любителей легкой наживы из соседней
Венгрии в еще более наглых и массовых акций. Так, зимой 1657 перешли перевал
отряды какого-то Ракоци из Венгрии. Не встретив серьезного сопротивления, они
спустились с гор и дошли до Самбора, который осадили. Сколько длилась осада -
неизвестно, однако местном гарнизона в составе двух тысяч солдат при активной
поддержке горожан же удалось отбить нападение бандитов. Тогда, разъяренный
неудачей, Ракоци пошел через Перемышль к городу Краков, сжигая и грабя дорогой
села и богатые усадьбы. Чем закончился его демонстративный рейд в глубину
польских земель - неизвестно.
Комментариев нет:
Отправить комментарий