вторник, 4 февраля 2014 г.

Берегово : Шари Федак - закарпатская жемчужина

В начале ХХ столетия представление секс -символ еще , вероятно , не было . Но именно так , вероятно , дозволено назвать Шари Федак , которая родилась на Закарпатье , и которая вследствие своей красоте и дару она достигла существенного фурора . Звезда оперетты , одаренная артистка театра и кино , длинное время держалась на вершине славы , прошла путь от девушки из глубинки в примадонны европейского масштаба.

Грядущая звезда венгерской оперетты родилась 26 октября 1879 в Берегово (тогда венгерский город Берегсас ) . Ее папа был здешним врачом , следственно семья Федаков считалась тут состоятельной. Девчонку назвали Шари , и никто тогда не мог представить, какая немыслимо увлекательная участь ожидает этого ребенка.

Она станет известной артисткой , вестимой не только в Венгрии , но и в Германии и даже в США . Она будет петь на сцене , играть сотни спектаклей , которые будут проходить с аншлагами , сниматься в кино. У нее будут тысячи восторженных поклонников , которые примитивно с ума будут сходить от ее соблазнительной улыбки , через нее будут даже стреляться мужчины нерушимо завидовать женщины. Но все это потом ...

А Береговое на то время еще был небольшим городком , но начал быстро прогрессировать. В 1869 году отнесли к категории городов упорядоченного управления . Население получило право избирать депутатский корпус во главе с бургомистром .

Через год позже рождения крошечной Шари громадный пожар , начавшийся у здания комитетского управления, истребил фактически каждый город. Но дом Федаков чудом сохранился . Только вследствие семье доктора Линнера , которая за счет своих виноградников взяла громадные денежные ссуды , город «одели в камень» - улицы выложили булыжником и оборудовали керосиновыми фонарями. Были возведены дома , которые формируют нынешнее лицо Берегово: дом административного управления , реформаторская церковь и барское касино (сегодня ресторан « Золотая пава» ) ...

Семья доктора Федака была шокирована новостью , что их 16 - летняя дочка хочет быть артисткой , как минимум , примадонной оперетты. Но это выбор Шари был , вероятно, неслучайно - в семье Федаков уважали искусство , мать играла на фортепиано , а дочка ей подпевала , у них собиралась интеллигенция города . Следственно папа решил умно , не препятствовал дочке и отправил ее учится в Будапешт , в сценическую школу.

В столице Шари теснее скоро ощутила себя как рыба в воде. Она видела вежливое отношение к знаменитым и дюже завидовала им . Но желания девчонки все еще ​​остаются только мечтами. Позже окончания сценической студии Сиди Ракоши , Шари в 20-летнем возрасте впервой вышла на сцену - сыграла роль гейши в одноименной оперетте заокеанского драматурга Сиднея Джонса. Это был ее дебют на сцене Будапештского венгерского театра , и триумф был поражающим . Аншлаг !

В то время Шари была прелестницей, классно танцевала , имела незаурядные артистические данные , но посредственные вокальные . Впрочем , публика восторженно приняла юную артистку. Именно ее игра и красота дословно завораживали зрителей! Скоро ей предложили работу в театре в Пожони (Братислава ) . Но она там длинно не задержалась - Поржолт Калман , директор народного театра , выигрышным контрактом вновь заманил ее в Будапешт . Оперетта « Герцог Боб » Гусыни Йено вновь имела большой фурор. Так исполнились сокровенные желания Шари Федак - она ​​стала знаменитой артисткой в Венгрии.

Апогея популярности она достигла в оперетте Кочо Понграц « Янош - витязь» в Королевском театре. Вначале ей предложили две роли - Илушки и французской принцессы . Героини на протяжении 3 актов на сцене нигде не пересекаются , следственно Шари доводилось стремительно перевоплощаться . Но она осознала , что ей надобно играть только основных героев. И следственно становится ... Яношем . Она настойчиво доказывала режиссеру , что совладает и сыграет в спектакле именно мужскую роль Кукорица Яноша . В этом не было ничего ошеломительного - в начале ХХ столетия мужские роли зачастую исполняли именно женщины.

Спектакль имел громкий триумф , шел десятки , даже сотни раз. Ее посмотрел вестимый венгерский писатель Эндре Ади. Писатель писал сценические рецензии , и зачастую они были довольно грозными , он никогда не прощал малейших ошибок на сцене. На дальнейший день позже премьеры в журнале « Будапеште нопло » Эндре , на изумление, дюже тепло отозвался о спектакле , а исключительно о Шари Федак. Публика была поражена - чай это было вовсе не характерно критику. Неужто и он влюбился в молоденькую артистку ? И это неудивительно - в Будапеште молодые люди начали дословно грезить восхитительным сказочным Яношем - Йончиком , которого сейчас было симпатичное женское лицо и стройная фигурка леди . Такого фурора у Шари не было никогда .

Будапештская публика относилась к ней , как к народной героини , все другие звезды отошли на 2-й план . Газеты писали только о ней , а позже всякого спектакля молодые люди обступали фиакр Шари , брали лошадей за поводья и вели до самого дома . Не нечаянно Эндре Ади , написав свое стихотворное послание , дословно публично сознался ей в любви.

Но Шари оставалась неприступной , она хотела принадлежать каждым , а не кому-то одному , даже знаменитому писателю. Следственно не оставляла шансов для своих поклонников , допустимо , изредка делала это слишком круто. В 1906 году Пал Видор , директор Народного театра , покончил жизнь самоубийством. Ходили сплетни, что беда случилась из-за того , что Шари Федак не ответила ему взаимностью.

Это событие дюже взбудоражила душу молодой артистки - то , что она считала лишь игрой , такой , как на сцене , неожиданно оказалось трагической действительностью . Шари огромнее не могла оставаться в Будапеште , находиться в эпицентре дебоша , выслушивать обвинения. И правда знаменитость от этого не страдала, а даже напротив , росла , она решила оставить Венгрию. Сейчас Шари отлично знали даже в Европе , следственно ее путь вначале пролегал в Берлин , потом она оказалась в Вене , где звезд оперетты ценили огромнее каждого. Нужно было обучиться отменно разговаривать по-немецки , следственно для начала артистка соглашалась даже на небольшие роли. В 1912 году она с успеха возвратилась , дабы сыграть в оперетте Якоби Виктора « Леан вашар » (« Ярмарка девушек »).

Тогда Шари Федак теснее была знаменитой , а ее имя однозначно ассоциировалось с элегантностью , красотой и уникальностью. Она стала настоящим секс -символом Венгрии. Ее имя начали применять даже в первой в то время венгерской рекламе. Скажем , в 1911 году Монус Бертолон из г. Сентендре открыл мастерскую мужской и женской одежды . Он шил наряды для балов и маскарадов по модным журналам и тем вносил в венгерскую моду последние парижские новинки. Дабы подчеркнуть , что у него дозволено роскошные вещи на всякий вкус , пытался привлечь к ателье внимание . И в 1912 году эта сенсационная рекламная идея возникла : две недели у него выставлялись в витрине одежда и вещи артисток Королевского театра Шари Федак и Илонки Орудий .

Скоро Шари вышла замуж за разведенного сценариста Ференца Молнара . Это была выдающаяся фигура будапештского богемного мира . Впрочем , их брак не был удачным , и связь до последнего дня вызывала у людей недоумение . Мужи поддерживали в отношениях автономность , жили в отдельных квартирах , но непрерывно , вновь и вновь тянулись друг к другу. Между Ференцем и Шари непрерывно появлялись раздоры , которые сразу становились вестимыми широкой публике , что лишь содействовало триумфу артистки. К сожалению , наш несовершенный мир любит смаковать подробности из частной жизни «звезд ».

Шари никогда не интересовалась политикой , тем не менее погрузилась в политическую жизнь . Среди ее поклонников было много политических деятелей того времени. В начале 1920- х годов она выступала даже перед солдатами.

В 1922 году в Королевском театре поставили оперетту Имре Кальмана « Баядерка ». Ведущую роль , Одет , сыграла Шари Федак. Тогда же в этом спектакле дебютировала и артистка Анна Гонта . 43-летней артистке теснее сложно было соперничать с молодой , гениальной и симпатичной девушкой , которая к тому же имела гораздо отменнее голос. Их отношения , как на сцене , так и в жизни , становились все больше напряженными. Шари понимает , что ее сценическая карьера подходит к концу , значит , ничего не оставалось , как только хорошо уйти.

Когда в Будапеште проходил 650 -й показ « Яноша - витязя» , Шари попрощалась с Королевским театром и своими поклонниками и переехала в Париж. В Будапеште огромнее нечего было делать , с театром было покончено. Но актерская душа не может не играть , она просится на сцену. Допустимо , именно из-за этих внутренних возражений Шари разводится с супругом .

Скоро выход обнаружен - Шари находит себя в кинематографе. Снялась во многих фильмах , множество из которых не сохранились для истории: « Рабский душа» ( 1913) , « Три недели » ( 1917) , «Любовница » ( 1918) , « Тетя Иза » ( 1933) , «Маме » (1937 ) , «Нерушимая тайна» , « Созревает пшеница» (1938 ) , «Домой » ( 1940) , « Токайские асу » ( 1940). В этих лентах она рассудительная , в некоторых играет даже роли второго плана.

В фильме «Тетя Иза » с Шари Федак в основной роли рассказывается , как захолустная учительница Иза теряет работу из-за того , что соседняя страна захватила ее родное село. Учительница поселяется в большом городе. Зарабатывает тем , что играет на фортепиано в ночном клубе. Некогда она поймала на себе взор британского полковника , тот, что считает , что ей следует трудиться в парижском кабаре.

Иза попадает в Париж , где становится настоящей сенсацией. Но примерно все свои заработки она отсылает в родное село священнослужителю, тот, что раздает деньги бедным. Десять лет прекрасная Иза отказывает своему прежнему возлюбленному , дабы он женился на девушке своего круга , и возвращается домой. Неудивительно , что Шари Федак собственноручно написала сценарий для « Тети Изы» - сюжет был дюже схож на ее жизнь .

Ленты на венгерском языке с участием Шари Федак с фурором шли в ее родном Берегово . Тут Шари знали все и ожидали о ней всякий вести. До 1930 - х годов она примерно годично приезжает в Береговое и непременно дает концерты в залах отеля « Орослан » и господском касино . Всякий ее приезд был схож на торжественную феерию - в город приходила «звезда » , которую обожали все , от мала до огромна.

Кстати , одним из первых автомобилей, появившихся в Берегово в начале ХХ столетия , был « Пежо » , тот, что Шари привезла из Будапешта и подарила папе . Еще одним гоби артистки были лошади , у нее была своя конюшня в Берегово , где разводили лишь породистых скакунов. Говорят , что Шари Федак участвовала в соревнованиях , которые время от времени тут проводились .

Задачи в индивидуальной жизни принуждали Шари искать утешения в гастролях. В начале 1930- х годов она , в обществе иных артисток , объездила США , где выступала перед венгерскими эмигрантами. Кстати , эти выступления пытались « реанимировать » в 2002 году. Венгерский театр в Нью - Йорке представлял «трибют » 3 вестимых венгерских артисток : Шари Федак (1879-1955) , Каталин Короди (1912-1990) и Марты Мезеи ( 1909-1983 ) . На сцене эти артистки изображались как ангелы . Их души теснее давным-давно на небе , но люди до сего времени припоминают о своих земных «звезд » ...

Во время 2-й мировой войны Шари несколько раз выступала на немецком радио « Donausender ». Что это было - попытка закрепить свою славу , роковая неосторожность либо ее примитивно принудили это сделать ? Сложно сказать , но во время войны Шари Федак ездит с концертами по стране , вновь выступает перед солдатами , тяжелоранеными . Такой ценой воротить славу была непродолжительной . Позже войны , во время правления режима Ракоши , ее приговорили к году тюрьмы. Ясно , что артистку считали предательницей , но в чем была ее вина , никто не мог сказать верно.

Это был примерно конец - и не только карьеры . Девять месяцев немолодая женщина была обязана провести в грозных условиях тюрьмы « Марьяностра ». Огромнее она не возвратилась на крупную сцену.

Последние девять лет жизни Шари были самыми грустными в ее жизни. Эти годы , полные отчуждением от людей , она провела в городке Няредьхаза возле Будапешта . Отрывок ее письма близкому другу Тибора Вереша от 21 января 1955 : « Мой драгоценный Тибор , когда я тебя провожала утром Нового года , не обращала на то , что сидела в холодной комнате и дюже простудилась . Еще и теперь в постели. Вновь чуть не получила воспаление легких ... Напасть не приходит одна. К огромному сожалению , пес Бриде , которого подарил мне тринадцать лет назад Тибор Миндсенти на премьеру «Париж » , сдох . Я еще и теперь есть что-то такое , что может лишить меня Всевышний ... »

Это письмо было написано недавно до гибели Шари . 5 мая 1955 она скончалась , и несколько тысяч поклонников провожали ее в конечный путь. От имени всех коллег - артистов Медясои Вилма прощалась с ней. Вилма играла когда-то роль Илушки в «Яноше - витязи ». На ленте венка были написаны такие умилительные слова: « Йончику на нерушимую память от любимой Илушки ».

Родной дом Шари я на улице Мукачевской береговчане еще ​​называют замком Федак. Памятную доску вестимой артистке установлена ​​на доме в 2000 году. Теперь тут , по иронии судьбы , расположено управление Закарпатской реформаторской церкви.

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Отель Геликон Берегово Яноши +38 (03141) 78-651 или http://hotel-helikon.com/ru/

Яндекс.Метрика